Жизнь района
Снимки метеорита стали сенсацией в НАСА

Ранним утром 15 февраля 2013 года небольшой астероид влетел в атмосферу Земли и с оглушительным грохотом взорвался в небе над Челябинском. Ударная волна болида не только раскрошила стекла в тысячах жилых домов, в сотнях школ, детских садов и больниц, она вдребезги разбила предубеждение о том, что космос бесконечно далек от нашей обычной жизни.

Землян одолевает повседневная суета, работа и забота о семье. Если бы в январе подойти на улице к челябинцу или кусинцу – и спросить, что он думает о болидах, астероидах и о, например, типичной скорости их полета, то в ответ можно было бы услышать много ярких слов, но наверняка не о звездах. После 15 февраля тема космоса и болидов стала вызывать неподдельный интерес как у широкой публики, так и у учёных, ранее никогда болидами не занимавшихся.

Третьего мая 2013 года в Центре космических полетов НАСА им. Годдарда (штат Мэриленд) проходило ставшее уже привычным еженедельное совещание моих соавторов, посвященное Челябинскому болиду и подготовке статьи об этом явлении. Совещение как всегда, было «международным» - кроме присутствующих в кабинете, с помощью телефона в нем участвовал французский ученый из Канады. На этом совещании я показал своим коллегам-ученым серию наземных фотографий следа болида, полученных уральцами. В том числе были показаны фотографии, сделанные кусинцами - Любовью Ивановной Усольцевой из села Злоказово, Олегом Андреевым из села Александровка, Эльзой Кобелевой из Петропавловки. Нужно было видеть, с каким интересом эти известные ученые, привыкшие работать с данными космических обсерваторий, или кибер-самолетов, летающих в центре ураганов, или, в крайнем случае, лазерных станций из Антарктиды, обсуждали фотографии, полученными жителями маленьких уральских сел и городов. Строились планы дальнейших научных исследований, которые использовали бы эти фотографии, а также анализ космической пыли, собранной учеными Челябинского университета, – ведь зная оптические свойства болидной пыли, из фотографий можно извлечь много дополнительной информации.

Научная ценность фотографий болида, полученных кусинцами, сопоставима с результативностью целой межпланетной станции. Почему жители Кусинского района оказались ближе всего к космосу – и сделали (и собрали) больше всех фотографий болида? Может, в горах звезды ближе к людям и горят они ярче?

Я выражаю благодарность всем жителям Кусинского района, сделавшим и приславшим ученым фотографии болида, а также тем, кто помогал собирать эти фотографии – в первую очередь, Марине Пентюховой и работникам кусинской газеты.

Фотографиями космического явления 15 февраля поделились многие - Надежда Ивановна Козлова из поселка Магнитка, Владимир Гуляшов и Сергей Владельщиков из Кусы. Прекрасную серию из 32 фотографий прислал пока неизвестный мне ученик из школы N 9 города Кусы, засняв развитие облака болида в течение полутора ключевых минут, начиная с 43 секунд после взрыва. Хотя снимки сделаны через пыльное стекло, это не помешает их научному анализу. Более того, пыльное стекло сработало как естественный фильтр и продемонстрировало ранее незамеченный факт, что часть болидного следа, образованная перед главной вспышкой, светится ярче, чем облако главного взрыва, возможно из-за высокой температуры. Сейчас, по моей просьбе, журналисты разыскивают этого школьника, чтобы я мог задать ему несколько уточняющих вопросов – ну и, конечно, спросить его имя, чтобы знать, кого благодарить за ценные фотографии. Хочу отметить, что я вместе с уральскими учеными начал работать над книгой, посвященной Челябинскому суперболиду. Эта книга будет написана так, чтобы её с интересом могли прочитать и школьники, и их родители, и сами учёные. И, конечно, в этой книге будут поименно перечислены авторы всех фотографий, использованных в книге, а лучшие фото будут опубликованы в цвете. Книга расскажет и о том, как изучается Челябинский болид с точки зрения космических обсерваторий, а также – о тех находках и открытиях, которые сделаны уральскими учеными при изучении метеоритов и космической пыли, которые они успели и сумели собрать в снегу, пока он еще не растаял. Это тоже была увлекательная история, которая должна заинтересовать читателей.

Есть еще одно широко распространенное предубеждение, что вся наука делается в столицах или где-то далеко, а то, что происходит вокруг нас, это неинтересное, отсталое и «провинциальное». Как провинциал, родившийся и выросший в Челябинске, а потом побывавший во многих мировых научных центрах, хочу заверить, что наука делается там, где она делается, а не там, где разрешает это прописка или кто-то из начальства. Конечно, фактор удачи играет важнейшую роль. Но вот посмотрите – Челябинский болид (редчайший случай, событие века!) был виден от Екатеринбурга до Магнитогорска, от Башкирии до Тюмени. И что же? Самый большой вклад в его научное изучение внесли кусинцы, видимо, отличающиеся особенным любопытством и инициативностью. Именно их фотографии больше всего обсуждают в НАСА, именно они прочно войдут в историю изучения Челябинского болида. Кусинцы внесли ценный вклад в мировую науку, и книга о суперболиде, которая я полагаю, должна быть напечатана в Челябинске, тоже будет не провинциального уровня, а самого что ни на есть мирового. Создание книги только-только началось, а мне уже пишет австриец из Вены, член метеоритного общества, – когда и где её можно будет купить? Хоть на русском – он согласен её читать с помощью Гугла-переводчика. И, конечно, она будет включать десятки цветных фотографий, в том числе и сделанных кусинцами, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, тем более такие замечательные фотографии не нуждаются в переводе.

Если у вас или у ваших знакомых есть фотографии болида – пришлите их оригиналы в редакцию газеты или мне, по электронному адресу astrovit@yandex.ru. Нужно указать – где и кем сделаны эти фото. Нужны также две фотографии экрана точного времени (http://www.direct-time.ru/), сделанного с интервалом в несколько дней (если снимки сделаны мобильным телефоном, автоматически следящим за временем, этого делать не нужно). С вами могут связаться для уточнения каких-нибудь вопросов.

Помогите мировой науке и войдите в историю исследования болида 15 февраля 2013 года – явления, уникального по мощности и по степени вовлечения людей в его изучение.

Николай ГОРЬКАВЫЙ, доктор физико-математических наук, ведущий аналитик SSAI в группе спутника "Суоми” (NASA/NOAA)